Союз поддержки и развития отечественных

сервисных компаний  нефтегазового комплекса

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Возможность инновационного прорыва для российского нефтегазового сервиса

 




журнал "Нефтяное хозяйство", №3, 2010

 

 

 

 

 

 

Перевод экономики России на инновационный путь развития, провозглашённый руководством нашего государства, невозможен без формирования конкурентоспособной в международном масштабе национальной инновационной системы, представляющей собой взаимосвязь организационных структур и комплекса регулирования правового, финансового и социального характера в области производства и коммерческой реализации знаний и технологий. Такая система призвана обеспечить взаимодействие образовательных, научных, коммерческих и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни. В нефтегазовом комплексе ключевым элементом, формирующим инновационную систему, является нефтегазовый сервис.

Целесообразно привести небольшую выдержку из протокола заседания Межведомственной комиссии по безопасности в экономической и социальной сфере Совета Безопасности Российской Федерации от 28 ноября 2007 г. по вопросу «О состоянии и перспективах развития российского нефтегазового сервиса»:

«Нефтегазовый сервис, обеспечивая воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, разведку новых месторождений, реализацию рациональной разработки месторождений, а также строительство и эксплуатацию хранилищ и средств транспортировки углеводородов, является ключевым элементом в обеспечении энергетической и технологической безопасности Российской Федерации».

Решения вышеуказанного заседания, так же как и сам факт организации отдельного заседания для рассмотрения нефтегазового сервиса как отрасли ТЭК, в 2007-2008 гг. изменили конъюнктуру российского нефтегазосервисного рынка  и до сих пор оказывают положительное влияние на развитие отечественного нефтегазового сервиса. Участвовали в нем практически все крупные отечественные компании, как поставщики нефти и газа, так и поставщики нефтегазовых сервисных услуг. Это событие никак нельзя назвать рядовым, так как впервые на практике было признано совершенно новое для России сегментирование топливно-энергетического комплекса: нефтегазовая добыча и нефтегазовый сервис. Заседание МВК СБ РФ стало одним из доказательств успеха многолетней работы отечественных сервисных компаний по продвижению российского нефтегазового сервиса в рамках некоммерческой организации «Союза поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса России» (НО «Союзнефтегазсервис»), более того, по количеству привлечённых к этой работе специалистов, проект по развитию отечественного нефтегазового сервиса можно смело назвать национальным проектом. Совет Безопасности РФ в лице вышеуказанной Межведомственной комиссии (МВК) постоянно отслеживает и влияет на изменения в данной ключевой отрасли. В частности, НО «Союзнефтегазсервис» поручено организовать проведение мониторинга рынка сервисных услуг с ежегодным представлением доклада заинтересованным федеральным органам исполнительной власти. Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством РФ, Межведомственные комиссии Совета Безопасности являются основными рабочими органами Совета Безопасности. Председателем Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере является Некипелов А.Д., избранный также в 2011 году председателем совета директоров ОАО «Роснефть». Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности РФ и их состав по должностям утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности.

 

 

 

НО «Союзнефтегазсервис» постоянно сталкивается с тем, что люди, не имеющие прямого отношения к нефтегазодобывающему комплексу, испытывают определённые трудности с определением не только отрасли, но и самого понятия «нефтегазовый сервис». Возможно, наличием таких трудностей может быть хотя бы частично объяснено фактическое отсутствие в системе государственного администрирования отдельного государственного органа, отвечающего за стратегически важную отрасль нефтегазового сервиса. В таком контексте, внимание, которое уделяет МВК СБ РФ по безопасности в экономической и социальной сфере, свидетельствует о поддержке отечественного нефтегазового сервиса со стороны исполнительных органов государственной власти.

Понятие «нефтегазовый сервис» не стоит понимать буквально, следуя плохому переводу с английского на русский языки как «услуги обслуживания». Нефтегазовый сервис не заключается в услугах по обслуживанию искусственных сырьевой и технологической зависимости того или иного государства (в нашем случае, России). Можно смело утверждать, что нефтегазовый сервис является способом получения информации о состоянии и перспективах минерально-сырьевых ресурсов государства  по результатам геолого-разведочных работ, сейсморазведки, бурения, геофизических исследований скважин на суше и море. Нефтегазовый сервис обеспечивает необходимый уровень добычи и транспорта нефти и газа (проектирование разработки и обустройства месторождений, ремонт скважин, автоматизация промыслов, повышение нефтеотдачи, строительство морских платформ и так далее). В информации, ключевом слове для нефтегазового сервиса, заключается стратегическая значимость нефтегазового сервиса для безопасности страны, в том числе, в вопросах перевода экономики страны на высокие технологии, обеспечение государственной безопасности и ухода от сырьевой зависимости государства. Необходимо отметить, что по различным экспертным оценкам, только в трёх странах есть ярко выраженный независимый нефтегазовый сервис: США, Китай и СССР (Россия как правопреемник).

При определённых условиях наличие высокого уровня добычи углеводородов не спасает, а скорее наоборот, подталкивает к возникновению сырьевой зависимости экономики, многократно усиливающейся, если добыча природных ресурсов страны производится без использования современных отечественных технологий и оборудования. В таких условиях привлечение зарубежных нефтегазосервисных поставщиков ведёт не к обмену современными технологиями в том или ином виде, а к банальному и чрезвычайно дорогостоящему подрядному найму зарубежных сервисных компаний, использующих свои технологии и оборудование. Более того, международные сервисные компании, прочно встав на прикол у подавляющего большинства (если не всех) российских нефтегазодобывающих компаний, практически полностью перекрывают доступ российским компаниям к крупным тендерам, так как тендерный процесс почти повсеместно основывается на западных стандартах, разработанных и подогнанных под конкретные западные отраслевые нормы и структуру. Очевидно, что, во-первых, западные сервисные компании предлагают заказчикам единые интегрированные решения по всей технологической цепочке услуг и, во-вторых, до недавнего времени такой масштаб по разным причинам был недостижим для российского сервиса. Также очевидно и то, что при дорогостоящем привлечении зарубежных подрядчиков, фактически все работы выполняются множеством разрозненных российских сервисных компаний. Функции зарубежной сервисной компании в качестве генерального подрядчика сводятся, в том числе, к найму российских субподрядчиков и тщательном ограждении всей собранной «субподрядной массы» от непосредственной работы с имеющимися современными технологиями. Сложилась интересная ситуация, когда стимулирование российских научных исследований и внедрений в области нефтегазосервисных технологий осуществлялось в основном только благодаря поддержке региональных крупных нефтегазосервисных компаний, привлекающих к работе по своим проектам российские специализированные сервисные компании, обеспечивая последним в определённой мере доступ к передовым зарубежным сервисным технологиям. Среди таких крупнейших региональных компаний стоит отметить ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика», недавно проданное (на мой взгляд, продажа компании такого уровня стратегически ничем не обоснована) зарубежной сервисной компании Weatherford.

НО «Союзнефтегазсервис» неоднократно указывал на важную особенность поведения зарубежных нефтесервисных компаний, в частности компании Schlumberger, в России: западные сервисные компании не делятся с заказчиком (в нашем случае, с государством) собранной первичной геологической информацией, а только выдают свою собственную интерпретацию. При этом полученную первичную информацию вышеуказанные сервисные компании самым тщательным образом охраняют (за пределами Российской Федерации), в том числе, для последующих интерпретаций с помощью технологий высокопроизводительных (суперкомпьютерных) вычислений. Надеюсь, мы не будем платить в будущем различным специализированным зарубежным компаниям за точные сведения о российских запасах углеводородов.

Одна из основных целей создания Союза поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса (НО «Союзнефтегазсервис») заключалась в объединении разрозненных отечественных сервисных компаний с различной специализацией по всей технологической цепочке нефтегазового сервиса. В процессе объединения НО «Союзнефтегазсервис» формирует (и это сказано без преувеличения) всю политику российского нефтегазосервисного рынка. На сегодняшний день на базе НО «Союзнефтегазсервис» российские сервисные компании обладают возможностью предоставлять заказчикам весь спектр конкурентоспособных отечественных нефтегазовых услуг в едином комплексе. Количество членов НО «Союзнефтегазсервис» сознательно удерживается на отметке 40-50 организаций, тем самым в наших рядах находятся только те организации, которые активно участвуют в развитии рынка нефтегазового сервиса в России и за её пределами. Учитывая, что процесс скупки российских сервисных компаний сто стороны зарубежных не прекращается, а только набирает обороты, мы постоянно занимаемся поиском российских компаний, обладающих конкурентоспособными сервисными технологиями, но не имеющих возможность выйти на «большой» рынок, причём выйти самостоятельно и под своим именем. НО «Союзнефтегазсервис» объединяет потенциал всех членов и позволяет предложить заказчику единый интегрированный комплекс услуг.

 

Деятельность НО «Союзнефтегазсервис» не ограничивалась только заседанием МВК Совета Безопасности от 28 ноября 2007 г., мы постоянно работаем с различными органами государственной власти, пытаясь по мере возможностей отстаивать интересы отечественного нефтегазового сервиса, а также инициировать и курировать в дальнейшем мониторинг развития различных совместных проектов. Стоит упомянуть в этой связи два наиболее известных проекта, начало которым положил уже ставшее известным вышеуказанное заседание МВК Совета Безопасности в 2007 году. Это Проект по сокращению фонда бездействующих нефтегазовых скважин с привлечением научного и кадрового потенциала профильных ВУЗов и нефтесервисных компаний и Проект по созданию информационно-аналитического центра, обеспечивающего сбор, обработку и хранение всей получаемой информации по геологоразведочным работам на территории Российской Федерации. Только для начала рассмотрения этих двух Проектов потребовалось инициировать целый ряд мероприятий, в том числе законодательного характера. В частности, оперативное совещание Совета Безопасности по теме: «О состоянии системы государственного управления, контроля и надзора в сфере недропользования» от 19 июня 2009 г., заседания Совета Безопасности РФ от 13 декабря 2010 г., поручения Президента РФ от 24 марта 2008 г. №ПР-483 и Правительства РФ от 05 апреля 2008 г. №ВЗ-П9-2051, Федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» и т.д. НО Союзнефтегазсервис» параллельно занимался сбором предложений по совершенствованию законодательной базы недропользования в части касающейся доступа малых предприятий к бездействующему фонду скважин для отработки в промышленных условиях новых технологий возобновления добычи нефти на региональном уровне. Большинство субъектов РФ отнеслись с должным вниманием к решению данной проблемы и подготовили соответствующие предложения. Все предложения от субъектов РФ, также как и отсутствие реакции со стороны трёх субъектов РФ, были изучены и переданы в Совет Безопасности РФ и профильные министерства и ведомства. В данный момент продолжаются консультации с рядом регионов на предмет выделения в них рабочих полигонов, на территории которых имеется фонд бездействующих скважин, для отработки в промышленных условиях новыхтехнологий восстановления и увеличения добычи нефти. Предполагается законодательная поддержка развитие предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые технологии на таких полигонах, предусмотрев для них в действующем налоговом законодательстве РФ облегчение налогового бремени, возможно, на конкретный определённый законом период, необходимый для массового (вне рабочего полигона) внедрения инновационных разработок. Предполагается, что с внедрением предлагаемого механизма «микро-СРП» (в настоящий момент НО «Союзнефтегазсервис» ведёт работу по совершенствованию федерального закона №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»), все участники (государство в лице ведущих региональных ВУЗов, сервисные и нефтедобывающие компании) будут получать долю в проданной так называемой дополнительной нефти, извлечённой благодаря инновационным нефтегазовым технологиям, разработанными ВУЗами и сервисными компаниями, что приведёт к подлинному инновационному прорыву в топливно-энергетическом комплексе России. Необходимо отметить, что рассматриваются совместно с главами регионов разные механизмы, не только вышеупомянутый «микро-СРП». Данный проект является весьма актуальным, так как при существующих договорных отношениях и в сложившихся финансово-экономических условиях любая сервисная компания слабо мотивированна на повышение нефтедобычи. Нефтедобывающие компании, при этом, требуют от сервиса только выполнения конкретных работ по конкретной проблеме, следовательно, чем больше таких проблем у нефтедобывающих компаний, тем больше заказов у нефтегазового сервиса. В силу известной экономии от масштаба,  рыночной конъюнктуры цен на нефть, отсутствия должного контроля со стороны государственных органов и просто политики компаний, нефтедобывающие компании и не подозревают, что бездействующий фонд скважин, который «болтается» на балансе у каждой компании, может дать столь ценимый прирост извлекаемых запасов компании, причём усилиями сервисных компаний и не за свой счёт.

НО «Союзнефтегазсервис»  активно сотрудничает с различными государственными органами также в вопросе создания единого информационно-аналитического центра, обеспечивающего сбор, обработку и хранение всей получаемой информации по геологоразведочным работам на территории Российской Федерации. В частности, одним из итогов данной работы может считаться Оперативное совещание Совета Безопасности РФ по вопросу «О состоянии системы государственного управления, контроля и надзора в сфере недропользования» от 19 июля 2009 года. На данном совещании обсуждались вопросы по совершенствованию системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления геологической информации на территории Российской Федерации, а также рассмотрено и  одобрено предложение НО «Союзнефтегазсервис» по допуску малых предприятий к бездействующему фонду скважин для отработки в промышленных условиях новых технологий возобновления добычи нефти. Более того, решение о создании государственного холдинга ОАО "Росгеология", оформленное в виде Указа Президента РФ Медведева от 15.07.2011 N 957 "Об открытом акционерном обществе "Росгеология", было принято вследствие решений вышеуказанного оперативного совещания Совета Безопасности РФ (под председательством Президента РФ Д.Медведева).

Проект по созданию информационно-аналитического центра, обеспечивающего сбор, обработку и хранение всей получаемой информации по геологоразведочным работам на территории Российской Федерации потребовал не только новых законодательных инициатив, но также и создание отдельной Технологической платформы на базе НО «Союзнефтегазсервис» – Российская технологическая инновационная платформа «Моделирование и высокопроизводительные вычисления в нефтегазовом комплексе». Основываясь на европейском опыте, тщательно изученном НО «Союзнефтегазсервис», под технологической платформой следует понимать «стартовую площадку для разработки последующих технологий». Технологическая платформа базируется на технологии, являющейся ключевой компетенцией (конкурентным, часто уникальным преимуществом). Разработанные на основе такой технологической платформы новые технологии применяются в самых разнообразных отраслях промышленности и служат для производства различных товаров, на первый взгляд зачастую не имеющих прямого отношения друг к другу.

Возвращаясь к определению «нефтегазового сервиса» как понятия, необходимо напомнить, что нефтегазовый сервис неразрывно связан с информационными технологиями. Собственно говоря, нефтегазовый сервис представляет собой целый комплекс информационных технологий. Как известно, базой геолого-геофизической информации является первичная информация, полученная непосредственно в процессе проведения полевых и скважинных работ. Именно она является основой для проведения последующих обработки и интерпретации, которые, как правило, производятся с использованием новых, различных по форматам (зачастую просто не совместимых друг с другом) программ, предоставляющих в итоге совершенно новую геолого-геофизическую информацию. При этом, ситуация с хранением в компаниях и в государственных органах накопленной за десятилетия первичной информации вызывает как минимум горькое сожаление. Стоит отметить, что хранение неискажённых и достоверных (адекватных) первичных данных; пополнение данной базы данных в режиме реального времени; мгновенные доступ и полное воспроизведение любой информации без запаздывания, в том числе и для сравнения предложенных интерпретаций и решений на основе единого стандарта, которым является только первичная информация, является гарантом принятия верных решений, тем более в тех ситуациях, когда речь идёт о значительных финансовых вложениях и/или чрезвычайных ситуациях.

Создание на федеральном, региональном и корпоративном уровнях подобных информационно-аналитических центров требует повсеместного использования последних достижений отрасли высокопроизводительных компьютерных вычислений (ВПКВ), в частности технологий экстремально масштабных вычислений. ВПКВ объединяют в себе такие понятия как «суперкомпьютер» и «распределённые/грид вычисления». Как правило, высокопроизводительные компьютеры определяются как отдельно стоящие или объединённые в сеть компьютеры, производящие «крайне сложные вычисления за очень короткое время». Суперкомпьютер представляет собой один отдельно стоящий не имеющий аналогов компьютер. Распределённые/грид сети представляют собой группу компьютеров, расположенных либо  на одной площадке либо на разных расстояниях, и объединённых в одну сеть. Суперкомпьютерные технологии, являясь технологиями уровня N-1 (т.е. технологиями не для продажи или передачи в любом виде), позволяют разрабатывать новые материалы и технологические решения, обеспечивающие обладающей ими стране быть вне конкуренции (конкурентное преимущество) и существенно оторваться от других производителей товаров и услуг. Технологическое лидерство США в разработке и использовании таких технологий неоспоримо. При этом, экспорт/реэкспорт подобных технологий в США жёстко контролируется и пресекается. Учитывая, что в России отрасли ВПКВ как таковой нет, также как и собственных суперкомпьютеров (не собранных «от имени Российской Федерации», а разработанных, созданных и внедрённых собственной, российской научной школой на собственной аппаратно-элементной российской базе) ситуация выглядит не особо радостно и перспективно. Тем не менее, в России существуют отдельные разрозненные технологические решения, позволяющие напрямую конкурировать с ведущими мировыми решениями в области ВПКВ.

Необходимость высокопроизводительных параллельных вычислений в реальном времени для высокоточных исследований в нефтегазовой отрасли очевидна всем. При поиске, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений используются математические модели, требующие большого объёма вычислений в достаточно сжатые сроки. Наиболее масштабные по количеству обрабатываемой информации в нефтегазовой отрасли задачи предлагает обработка данных, полученных при сейсморазведке, моделирование углеводородных систем в осадочных бассейнах, гидродинамическое моделирование в процессе добычи и т.д. Отдельные процедуры обработки сейсмических данных, требующие большого объёма вычислений, без применения высокопроизводительных вычислительных систем не могут быть эффективными и результативными. Первый шаг в этом направлении был сделан на совещании руководителей ведущих сервисных компаний страны с участием ответственных работников Совета Безопасности РФ (04 июня 2008 г., Москва), на котором была отмечена необходимость координации в проведении работ по созданию федерального аналитического центра и аналогичных корпоративных центров ОАО «Газпром», НК «Роснефть», ОАО «Газпромнефть» и др. с использованием согласованных технических решений.

В настоящее время в России есть целый ряд конкурентоспособных высокопроизводительных программных продуктов для нефтегазовой отрасли, эффективно интегрируемые в существующие технологические процессы и по большинству качественных показателей превосходящие лучшие зарубежные аналоги. Многие из этих продуктов уже массово применяются в крупнейших российских нефтегазодобывающих компаниях, принявших решение о частичном или полном импортозамещении продуктовой линейки. Причиной для таких решений является не только существенно более низкая стоимость таких решений, но и возможность непосредственно влиять на разработку программных пакетов, исходя из специфических потребностей российских нефтегазовых компаний. Среди наиболее успешных примеров российских суперкомпьютерных технологий можно назвать высокопроизводительный программный комплекс для гидродинамического моделирования месторождений «тНавигатор» (tNavigator) компании «РфД» и аналитическую систему Repos компании «Центр технологий моделирования» (обе компании являются членами НО «Союзнефтегазсервис»). Система гидродинамического моделирования прошла тщательное тестирование (включая экспертов ЦКР) и сравнение с лучшими зарубежными аналогами, в результате которых с компанией «РфД» заключены долгосрочные  контракты о корпоративном использовании и лицензионные договоры с лидерами нефтегазовой отрасли компаниями ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Газпром нефть» и др.  Данные отечественные разработки по многим показателям  превосходят зарубежные аналоги, в частности программный пакет компании Roxar, до сих пор применяемый специалистами для моделирования разработки месторождений, и программные пакеты компании Schlumberger.

Стоит отметить, что единственным конкурентом российской разработки тНавигатор является разработка саудовской компании Saudi Aramco, над которой она целенаправленно работала с 1994 года. До появления данных симуляторов  безусловным и традиционным мировым лидером в этой области являлись США, в частности компания Шлюмберже (Schlumberger). В настоящий момент США занимают третье место, так как неожиданно для всех Россия сумела не только разработать свой уникальный высокопроизводительный гидродинамический симулятор т-Навигатор (t-Navigator), но и поспорить с Саудовской Аравией за мировое лидерство. Российские разработчики всего за несколько лет и за несоразмеримо меньшее финансирование без привлечения государственных средств произвели своего рода революцию в области высокопроизводительного моделирования, одного из наиболее ресурсоёмких сегментов нефтегазового комплекса.   Данная российская разработка является составной частью предлагаемой НО «Союзнефтегазсервис» уникальной программы «Интегрированный проект интерактивного геолого-технологического мониторинга разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, в первую очередь из списка стратегических, в условиях геологических, технических и экономических неопределённостей». Внедрение данной программы может способствовать достижению мирового технологического лидерства российских компаний в области экстремально масштабных вычислений и моделирования с сейсмическим разрешением на основе уникальных российских технологий, обеспечивая добычу нефтегазовых ресурсов с максимально возможной эффективностью, что является актуальным для крупнейших российских нефтегазодобывающих компаний (Роснефть, Газпромнефть и др.).  А также является уникальной возможностью не только существенно повысить коэффициент извлечения нефти на существующих месторождениях различной стадии разработки, но и начать эффективные работы с использованием российских технологий на континентальном шельфе России. Российская программа разработана с учётом результатов норвежского проекта «Системы объединённого интерактивного онлайн-управления месторождением на протяжении всего жизненного цикла на Крайнем Севере» (Integrated Operations in the High North), внедрения саудовской «Системы интеллектуального месторождения» (i-Field) и специфики российской нефтегазовой отрасли. Стоит отметить, что данная Программа разработана в рамках вышеуказанной Российской технологической инновационной платформы «Моделирование и высокопроизводительные вычисления в нефтегазовом комплексе» и является одним из направлений, курируемых непосредственно НО «Союзнефтегазсервис».

В своей работе НО «Союзнефтегазсервис» уделяет первоочередное внимание вопросам разработки отраслевых стандартов, в частности, открытых. В частности, благодаря тесному сотрудничеству с международным консорциумом по разработке стандартов обмена промысловыми данными Энерджистикс (Energistics) члены НО «Союзнефтегазсервис» имеют возможность принимать прямое участие в разработке международных открытых стандартов в области обмена данными WITSML, PRODML и RISQML. Мы рассматриваем стандартизацию в целом как инструмент обеспечения и продвижения интересов российского нефтегазового комплекса.

В соответствии с решением заседания Совета Безопасности от 13 декабря 2010 г. в части эффективного использования суперкомпьютеров для высокопроизводительных вычислений в интересах развития отечественного нефтегазового комплекса некоммерческой организации «Союз поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса» (НО «Союзнефтегазсервис») поручено совместно с руководителями нефтегазодобывающих компаний представить в Минобрнауки России, Минэнерго России и Минприроды России соответствующие предложения по использованию отечественных высокопроизводительных технологических решений для нефтегазового комплекса.  НО «Союзнефтегазсервис» приглашает все заинтересованные компании принять участие в данной работе.

 

И. Г. Мельников, президент НО "Союзнефтегазсервис"

журнал "Нефтяное хозяйство", март, №3/2010.