Союз поддержки и развития отечественных

сервисных компаний  нефтегазового комплекса

Russian (CIS)English (United Kingdom)

04.12.2009

 

Бездействующие скважины как полигон для внедрения и отработки отечественных перспективных технологий


На сегодняшний момент по различным официальным данным доля бездействующих нефтегазовых скважин составляет более 30%  от общего числа фонда скважин, реальные цифры выглядят еще более устрашающе – свыше 55% российских уже пробуренных эксплуатационных скважин сейчас бездействуют, проще говоря, заброшены.

На прошедшем 4 декабря 2009 г. в РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина заседании Координационного Совета НО «Союзнефтегазсервис» по восстановлению бездействующего фонда нефтегазовых скважин было отмечено, что дальнейшее простаивание бездействующих нефтегазовых скважин приведет к значительным финансовым и материальным затратам в последующем и потере значительных предыдущих затрат на разведку и освоение этих запасов. Задача Координационного Совета по восстановлению бездействующего фонда нефтегазовых скважин привлечь внимание органов исполнительной власти субъектов РФ к данной проблеме.

 

 

Экспертами было отмечено, что а последние годы в России прекращена разработка более 130 месторождений с годовой мощностью по добыче более 30 млн. тонн, значительная часть из которых при благоприятном правовом и налоговом режиме могли бы рентабельно разрабатываться даже на особо сложных месторождений (с проявлениями парафино- и гидратообразования, наличием газовой шапки, многопластовых). При современной системе налогообложения крупным компания не выгодны ремонт и эксплуатация малодебитных, высокообводненных скважин, разработка периферийных участков нефтяных месторождений на завершающих стадиях обводнения.

Экономический кризис 90-х годов привёл к резкому снижению объёмов бурения и, соответственно, темпов добычи нефти. Компенсировать это пытались форсированным отбором нефти, что привело к резкому обводнению продукции и ухудшению структуры остаточных запасов. Начался ускоренный вывод скважин в бездействующий фонд. В это же время из-за нехватки средств на текущие геофизические исследования была ослаблена информационная база данных о техническом состоянии фонда скважин и реальном состоянии разработки месторождений в целом, что только способствовало увеличению темпов вывода скважин в бездействующий фонд.

Учитывая зафиксированные в конце 2008 года и продолжающееся в 2009 году падение объемов заказов на сейсморазведку и бурения на 40% и истощенность основных месторождений, фонд бездействующих скважин может превратиться в значительную, если не основную ресурсную базу государства, когда сравнительно легкодоступной нефти просто не останется

На настоящий момент отсутствует правовое решение проблемы бездействующего фонда скважин. Так, единственный нормативно-правовой акт в этой области, Постановление Правительства РФ от 01 ноября 1999 г. №1213 «О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважинах на нефтяных месторождениях», был отменен 04 декабря 2001 года в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых и отменой налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Тем не менее, как показывает опыт ОАО «РИТЭК» в Западной Сибири и Республике Татарстан использование потенциала бездействующих скважин позволяет увеличить действующий фонд добывающих скважин в 2-3 раза и удвоить добычу нефти.

Дополнительная добыча нефти от использования специального налогового режима может составлять как минимум 30 млн. т. в год, в течение длительного времени, что позволит загрузить новый независимый НПЗ и снять проблему роста цен на нефтепродукты в РФ. Кроме того, создаст высокий спрос на высокотехнологичные и инновационные услуги российских сервисных компаний. Учитывая, что государственная экспортная пошлина на тонну нефти с 01 декабря 2009 года установлена в размере 271 долларов США, то несложно подсчитать, что внедрение данного механизма позволит принести в бюджет как минимум 8 130 000 000 долларов США (более 235 млрд рублей при текущих валютном курсе и ценах на нефть).

Принятый 02 августа 2009 года федеральный закон РФ №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволяет по-новому рассматривать и применять с большей эффективностью и защитой интересов отечественного ТЭК печально известный федеральный закон РФ №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и основополагающий для отрасли закон РФ №2395-I "О недрах".

Предлагается выбрать механизм передачи скважин из бездействующего фонда в малые предприятия, создаваемые сервисными компаниями совместно с недропользователями с участием ведущих профильных государственных ВУЗов на условиях специального налогового режима.

Возникает действующая форма государственно-частного партнерства, где помимо государственных органов и частного бизнеса появляется третий игрок – высшие учебные заведения, заинтересованные не только в трудоустройстве своих выпускников, но и внедрении передовых технологий.