Союз поддержки и развития отечественных

сервисных компаний  нефтегазового комплекса

Russian (CIS)English (United Kingdom)

16.10.2007

Игорь Мельников: у российского сервиса огромный потенциал

Президент Союза поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса Игорь Мельников встретился  с корреспондентом журнала «Нефть и газ Евразия», чтобы обсудить трудности, с которыми сталкиваются российские сервисные компании, а также побеседовать о необходимости поддержки сервисной индустрии и о тех мерах, которые предпринимает для этого «Союзнефтегазсервис».

 

 

 

 

Нефть и газ Евразия: В чём заключаются основные задачи вашей организации и что уже удалось сделать?

Игорь Мельников: Союз поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса (НО «Союзнефтегазсервис») создан с целью объединения разрозненных отечественных сервисных компаний с различной специализацией. Первым шагом в консолидации российского сервисного рынка стало образование общественной организации “Союз поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса”, или НО «Союзнефтегазсервис», которая занималась изучением потребностей российского рынка нефтегазовых услуг. В результате, в конце 2006 года было принято решение об учреждении НПО “Союзнефтегазсервис”, первоначально объединявшего крупнейших российских игроков рынка геолого-технологических и геофизических исследований нефтегазовых скважин. Наша цель - предоставлять весь спектр нефтегазового сервиса, а именно конкурентоспособные отечественные нефтегазовые услуги. НО «Союзнефтегазсервис» является одной из очень немногих, если не сказать первой, организацией, обладающей успешным опытом по разработке национальных стандартов, так 25 декабря 2006 года Технический Комитет 431 Ростехрегулирования «Геологическое изучение, использование и охрана недр» принял проект национального стандарта «Скважины нефтяные и газовые. Правила геолого-технологических исследований», разработанный экспертами НО «Союзнефтегазсервис». Сам ТК431 был создан при прямом участии НО «Союзнефтегазсервис». Уже объявлено о начале работы по гармонизации немаловажных для нас международных ИСО стандартов: ISO 10414-1:2001 Petroleum and natural gas industries. Field testing of drilling fluids. Part 1. Water-based fluids и ISO 10414-2:2002 Petroleum and natural gas industries. Field testing of drilling fluids. Part 2. Oil-based fluids.

За время своего существования «Союзнефтегазсервис» стал влиятельной и уважаемой общественной организацией, к чьему мнению прислушиваются и учитывают.

НГЕ: Какое значение сегодня имеет нефтегазовый сервис для экономики страны?

Мельников: Очень важно отметить, что понятие нефтегазовый сервис не стоит понимать буквально - это не услуги обслуживания искусственных сырьевой и технологической зависимости России, а способ получения информации о состоянии и перспективах минерально-сырьевых ресурсов государства  по результатам геолого-разведочных работ, сейсморазведки, бурения, геофизических исследований скважин на суше и море. Более того, нефтегазовый сервис обеспечивает необходимый уровень добычи и транспорта нефти и газа. Это и проектирование разработки, и обустройство месторождений, и ремонт скважин, а также автоматизация промыслов, повышение нефтеотдачи, строительство морских платформ и так далее.


НГЕ: Чем объясняется стратегическая важность развития сервисной индустрии?

Мельников: Наличие высокого уровня добычи углеводородов не спасает, а скорее наоборот, подталкивает к возникновению сырьевой зависимости экономики, многократно усиливающейся, если добыча природных ресурсов страны производится без использования существующих отечественных технологий сервиса, машино- приборостроения. Получалось, что наши с вами природные ресурсы мало того, что извлекались не оправдано высокими и хищническими методами, ставя, по сути, наши следующие поколения перед целым рядом проблем, в том числе и экологических, так ещё параллельно мы сами же финансировали свою технологическую зависимость от зарубежных сервисных компаний, не развивая свою существующую научную школу, многочисленные научные центры.. В мире только Россия, Китай и США обладают достаточным интеллектуальным и промышленным потенциалом для обеспечения национальной добычи собственным, независимым высокотехнологичным сервисом.


НГЕ: Существуют ли конкретные меры государственной поддержки которые смогли бы помочь российскому сервису?

Мельников: Я считаю, что cамо признание государством важности отечественного рынка нефтегазовых сервисных работ и собственного производства оборудования для определения технологической независимости страны является уже большим подспорьем.  Если говорить о мерах государственной поддержки сервисных предприятий, то, в первую очередь, это налоговая политика. Когда государство ужесточает налоговый пресс, предприятия теряют средства, необходимые для развития, проведения НИОКР и т.д. Поэтому очевидно, что для нормального развития компаний необходимо предусмотреть снижение налоговой нагрузки. Говоря о финансовой политике, стоит отметить, что, дорогие, по сравнению с выдаваемыми  западными банками, кредиты не способствуют повышению конкурентоспособности наших предприятий. А роль федеральной антимонопольной службы? К большому сожалению не все понимают, что монополизм одного сектора парализует деятельность другого. Ярким примером явилась недавняя ситуация с производством цемента. Сейчас обостряется ситуация с продуктами нефтехимии. Все это сильно усложняет функционирование сервисных компаний, как основных потребителей этой продукции, а механизмов регулирования нет или они не отлажены. Отдельно хочу остановиться на роли надзорных органов по промышленной и экологической безопасности, игнорирование которых приводит к многочисленным авариям с тяжелыми последствиями, в том числе, приводящих к человеческим жертвам. Только сейчас начинает формироваться система разработки нормативно-правовой базы с учетом международных стандартов, без чего невозможна нормальная работа ни одного предприятия ни в одной стране мира.

Обобщая выше сказанное, можно констатировать, что поддержка со стороны государственных органов должна быть постоянной и системной с участием соответствующих уполномоченных структур.


НГЕ: Какая экономическая модель рынка сервисных услуг представляется вам наиболее эффективной?

Мельников: Наиболее эффективной экономической моделью рынка сервисных услуг является та, которая максимально учитывает интересы государства, на территории которого проводятся сервисные работы. Понятно, что в такой модели находится место как крупным, так и мелким компаниям с любой формой собственности. Также существует необходимость создания структуры, которая занималась бы защитой геополитических интересов России в ТЭК как в России, так и за рубежом. Возможно, эту роль могла бы выполнять национальная сервисная компания.


НГЕ: Имеют ли зарубежные нефтяные и сервисные компании преимущества в маркетинге? Если да, то существует ли способ решения этой проблемы?

Мельников: Конечно же, зарубежные компании с мировыми брэндами имеют преимущество по сравнению с российскими за счет опыта длительной работы в рыночных условиях на транснациональных рынках. Российские компании не имеют такого опыта и соответствующих специалистов. Именно поэтому на ключевые должности по стратегическому управлению компаниями приглашаются зарубежные менеджеры. Но без учета российской специфики, российского менталитета невозможно выстроить эффективное корпоративное управление и маркетинговую политику. Решить проблему можно только вырастив собственных специалистов, имеющих успешный опыт работы в зарубежных компаниях и прекрасно знающих, что такое не только маркетинг, но и  бенчмаркинг.


НГЕ: Как бы вы оценили общий потенциал российских сервисных предприятий?

Мельников: Потенциал огромный. Наши компании способны самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи, разрабатывать все существующие и потенциальные проекты на российском шельфе. Если с нами не делятся технологиями, которых у нас нет, то нам не привыкать разрабатывать новые, причем в сжатые сроки. Скажем, мы были бы рады сотрудничать с той же Schlumberger, если бы это взаимодействие осуществлялось на уровне обмена технологий, которого, увы, не происходит. Могу даже сказать, что, вопреки сложившемуся мнению, зарубежные компании не ввозят и не используют в России свои наиболее передовые технологии.


НГЕ: Что нужно сделать для использования этого потенциала?

Мельников: Для этого необходимы соответствующие возможности. Как показывает опыт, западные гиганты нефтесервиса были созданы в результате слияния и поглощения. Это  позволило создать возможности для предоставления всего спектра необходимых услуг – от разведки до обслуживания месторождений. Вследствие этого росла не только конкурентоспособность сервисных предприятий, но и улучшалась экономическая эффективность затрат на сервис для нефтяных компаний. Считаю, что этот путь нами может быть пройден очень эффективно и в очень сжатые сроки.


НГЕ: В таком случае, сможет ли отечественная промышленность обеспечить потребности сервисных компаний в технике?

Мельников: Этот вопрос очень сложный. С одной стороны, оборонный комплекс страны обладает необходимым уровнем производства, а вот что производить, по какой цене и в каких количествах, к большому сожалению, никто сказать не может. При этом выпуск единичных экземпляров высокотехнологичной продукции не может быть рентабельным, нужна хотя бы какая-то гарантированная серия. Гарантий, естественно, никто не дает. В связи с этим я считаю, что необходима долгосрочная программа аналогичная энергетической стратегии России до 2020 года, в которой государством были бы прописаны объем геологоразведочных работ по сейсмике, бурению и т.д., недропользователеми - реальный объем работ по полученным лицензионным соглашениям, а подрядчикоми - имеющиеся возможности качественного проведения данных работ и обеспеченность соответствующей техникой как минимум на пятилетний период. Здесь можно рассмотреть пример бурового сервиса. Если из согласованной программы следует, что объем бурения к 2010 году предполагается использование 500-600 буровых установок различной мощности при имеющимся в настоящее время парке 250-300, то понятно, что уже сейчас необходимо организовать их производство, и через 2-3 года их потребность может быть удовлетворена российскими производителями. Если этого не сделать сейчас, то придется закупать их по импорту в Китае или приглашать зарубежного бурового подрядчика.


НГЕ: Что необходимо сделать для обеспечения успешного развития российского сервиса?

Мельников: В последнее время государство все больше ориентировано на консолидацию государственных и частных активов отечественных предприятий. Разумная концентрация существующего оборудования, финансовых и кадровых ресурсов, научно-исследовательских работ позволит  предоставлять интегрированный сервис, начиная с планирования и проведения сейсморазведки и заканчивая управлением разработкой на протяжении всего срока эксплуатации месторождения, что, несомненно, обеспечит  конкурентоспособность российского сервиса.  Прямое участие государства позволит обеспечить управление и регулирование условиями недропользования, формирование стратегического запаса нефти и управление им, сократит издержки, обеспечит выполнение государственного заказа на проведении геолого-разведочных работ, освоение новых нефтегазоносных регионов, под государственным контролем будет осуществляться формирование и хранение баз данных, содержащих важнейшую геолого-геофизическую информацию по месторождениям. В связи с этим «Союзнефтегазсервис» с рядом других общественных организаций обратился в правительственные органы с предложением срочно рассмотреть ситуацию в нефтегазовом секторе страны в контексте национальной безопасности. Российские технологии достойны того, чтобы их продвижением, в том числе и на зарубежных рынках, занимались российские компании.

Сергей Балашов