Союз поддержки и развития отечественных

сервисных компаний  нефтегазового комплекса

Russian (CIS)English (United Kingdom)

2 марта 2012

Инициативы Сечина и Комаровой: что ждет нефтесервисы

Среди экспертов уже начались баталии

На совещании в Москве 1 марта представители крупнейших нефтесервисных компаний и Совета безопасности обсуждали, как достичь паритета между интересами государства, нефтесервисов и недропользователей. В том числе обсуждалась идея губернатора Югры Натальи Комаровой о создании нефтесервисного госхолдинга, недавно высказанная и уже одобренная на уровне правительства РФ. У этой идеи есть как противники, так и сторонники среди профессионалов. Как приход нового игрока изменит ситуацию на российском нефтесервисном рынке, спорят эксперты «УралПолит.Ru».

 

 

На встрече с премьером РФ Владимиром Путиным 17 января Наталья Комарова предложила создать единую государственную нефтесервисную компанию. Речь идет, прежде всего, о нефтесервисах, уже принадлежащих госкомпаниям. Предполагается, что активы объединят на базе Роснефти, Газпрома или Роснефтегаза.

Создание госхолдинга позволит обеспечить стабильную загрузку государственных нефтесервисных компаний. Отметим, объем работ в нефтесервисной отрасли является основой всего. Если компании гарантируют загрузку работами на несколько лет, она может закупать оборудование и быть рентабельной. Если объем работ падает – проекты не окупаются. «Многие участники рынка вынуждены оптимизировать численность коллектива и направление деятельности», – сказала Комарова.

Кроме того, если идею реализуют, цены на нефтесервисные услуги, остающиеся на уровня 2008 года, могут вырасти. Обусловлено это тем, что государственные нефтесервисы будут предоставлять своим сотрудникам полный соцпакет и индексировать зарплату, тогда как независимые нефтесервисные компании не делают этого. «На фоне общего роста зарплаты в 11 % предприятий сервиса отмечается снижение уровня зарплаты по сравнению с 2007 годом, по 59 % исследованных предприятий рост зарплаты за 5 лет ниже уровня инфляции», – отметила губернатор в обращении.

Вице-премьер Игорь Сечин поддержал инициативу Комаровой. По его мнению, «невыгодными тендерными условиями заказчики не позволяют эффективно функционировать и развиваться соответствующим организациям, что приводит к высокой социальной напряженности».

Госкорпорация – правильный «первый шаг»

Игорь Мельников, президент некоммерческой организации «Союзнефтегазсервис», организовавшей совещание, отметил в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru», что в последние годы в России произошел перегиб в сторону ущемления интересов нефтесервиса в пользу недропользователей. «То, что Комарова озвучила это предложение, – это правильно. Нужно уделять этому внимание на местах, выстраивать именно региональную политику развития нефтесервиса, иначе будет падение добычи нефти», – считает Мельников.

Тем не менее, отметил он, цены на нефтесервисные услуги регулируются рынком. «И я надеюсь, что если первым этапом будет госкорпорация (а на самом деле – частно-государственное партнерство), затем все равно часть акций выпустят на свободный рынок. На 100 % государственная корпорация эффективной точно не будет», – заявил эксперт.

По мнению Мельникова, ожидать монополизации нефтесервисной отрасли в случае реализации проекта не стоит – даже если будет создана компания с госучастием, она все равно не будет такой большой, как транснациональные сервисные компании, рынок ее даже не заметит. «Даже если бы хотели сделать монополию, ее в России не будет. Будет перераспределение долей рынка, в каких-то сегментах иностранное присутствие, даже наоборот, увеличится. Но иностранных компаний ни в коем случае не надо бояться, потому что многие зарубежные компании обладают технологиями, которых нет в России. Это все, что связано с геофизическим сервисом, сейсмикой. Глупо отказываться от технологий», – сказал Мельников.

Если же в результате запланированной политики, отметил эксперт, цены на нефтесервисные услуги увеличатся, частные компании никуда не уйдут, наоборот, отрасль будет активно развиваться. «Компании будут уходить, только если цены будут падать, им будет не хватать рентабельности на поддержание своего существования, – пояснил Мельников. – Правильно запущенная государственная политика в области нефтесервиса позволит выровнять диспропорции, которые сейчас есть на рынке».

Правительство, по словам президента «Союзнефтегазсервиса», заинтересовалось проектом именно сейчас, потому что государство заинтересовано в повышении эффективности разработки месторождений, а без участия нефтесервисных компаний решить эту задачу невозможно. И нефтесервисы в таком случае тоже могут высказать свои пожелания. «В рамках сегодняшнего мероприятия мы подготовим поручения правительству, которые будут озвучены на выездном совещании Совбеза в Ханты-Мансийске 28-29 марта», – сообщил Мельников.

Создавать госхолдинг поздно

Председатель подкомитета ТПП РФ по развитию нефтяной отрасли, бывший заместитель министра энергетики РФ Валерий Гарипов сообщил «УралПолит.Ru», что реализовывать эту идею надо было давно ­­– в 1994 году. «Тогда мы пытались сделать несколько геофизических холдинговых компаний на базе предприятий, в которых 38 % принадлежат государству. На базе геологоразведочных, на базе предприятий бывшего Миннефтепрома, ­– рассказал эксперт. – Но до нас не дошла очередь. Защищали рынок как могли, через тотальное техперевооружение. И до 2000 года никто на российский рынок не лез. Уходили, потому что российские компании просто вытесняли их, – и Schlumberger, и Halliburton, и всех остальных».

С 2000-х годов, по словам Гарипова, государство перестало заниматься сервисом. «Уничтожили Минтопэнерго, рухнула геологоразведка. Ставки воспроизводства минерально-сырьевой базы тоже исчезли. Когда был отдельный налог, было все нормально, а потом нефтяные компании стали экономить деньги. Начали экспансию Schlumberger, Western Atlas, Halliburton, Baker Hughes. В это же время такие крупные нефтекомпании, как Газпром, ТНК-BP, Сибнефть, стали заключать стратегические соглашения с зарубежными компаниями, чего делать категорически нельзя, это ведет к коррупции», – рассказал эксперт.

Сегодня, пояснил собеседник, часть нефтесервисных активов централизовали российские компании, часть ­– иностранные, а промысловая геофизика, которая осталась в госимуществе, никого не интересует. «Есть несколько промысловых геофизических предприятий, на базе которых можно консолидировать нефтесервис – это «Ноябрьскгеофизика», «Сургутгеофизика» и «Татнефтегеофизика». Все они находятся внутри ВИНКов, это непрофильные активы, и они им достались бесплатно. Их надо оттуда вывести, и на их базе консолидировать все сервисы, которые остались в Госкомимуществе», – считает Гарипов.

Сейчас, по мнению Гарипова, реализовывать эту идею в варианте госхолдинга нельзя. Он убежден, что необходимо отдать нефтесервисы в частные руки, бесплатно или через закрытый от иностранных компаний аукцион. «Никакие госвливания в эти сервисные компании делать нельзя. Государству можно туда входить, лишь внедряя в уставный фонд какие-то современные технологии. А потом эта компания просто выкупит эти затраты государства, но ни в коем случае не выделяя бюджет. Как только выделят бюджет, все разворуют», – сказал собеседник информагентства. По его мнению, предложение, которое сейчас озвучивается, нежизненно.

По словам Гарипова, прерогатива государства – это управление недрами через контроль за соблюдением определенных технических условий при разработке месторождения. Кроме того, правительство должно заботиться о государственной безопасности, не допуская иностранцев к сейсмоисследованиям.

Что касается отсутствия у российских предприятий должного технологического уровня, Гарипов отметил, что наш сервис и западный сервис практически сопоставимы. «И «Ноябрьскгеофизика», и предприятия «Сургутнефтегаза» абсолютно конкурентноспособны в мире. «Газпромгеофизика» в Газпроме – тоже очень интересный актив, – сообщил эксперт. – Но по каротажным исследованиям у Schlumberger есть технологии, которые опережают наши».

Главное ­– контроль за соблюдением законодательства

Вице-президент «Интегра Менеджмент» по взаимодействию с органами государственной власти Владимир Городилов сообщил корреспонденту «УралПолит.Ru», что, действительно, проблема демпинга за счет невыполнения социальных обязательств перед работниками существует. «Уважающие себя структуры – Schlumberger, Halliburton – четко для себя определяют планки по ценам, ниже которых опускаться не будут, наши российские компании тоже не работают себе в убыток. Но есть структуры, которые созданы на коленках и работают на коленках. Они-то, собственно говоря, и демпингуют», – заявил эксперт.

Кроме того, по его словам, ответственность за сложившуюся ситуацию несут и нефтяные компании. «У нас есть закон о защите прав потребителей, в котором четко написано, что потребителей надо защищать и оберегать. А заказчик не контролирует исполнение тендерных условий и тем самым ухудшает и качество, и все остальные параметры», ­– отметил вице-президент «Интегры». Также, добавил он, ВИНКи грешат отсрочками платежей на 60-90 дней. «Мне с позиции подрядчика говорить об этом, наверно, не совсем правильно. Но есть у нас органы, которые занимаются контролем за исполнением антимонопольного законодательства, и они должны анализировать и делать выводы», ­– сказал Городилов.

Относительно планов создания госхолдинга эксперт высказал следующую позицию: «Государственная, или частная, или государственно-частная компания – неважно, все работают в рамках законодательства, по рыночным ценам. Важнее – четкие правила взаимоотношений и контроль за ними».

Отметим, разработка плана по решению проблем нефтесервисов ведется в Югре с нескольких сторон. Этим занимаются как региональные власти, о чем заявил недавно первый замгубернатора округа Александр Ким, так и сами нефтесервисные компании. В частности, свои предложения на выездном совещании в Ханты-Мансийске готовятся озвучить компании «Борец», «Интегра», «Газпромнефть-Нефтесервис», «Гипровостокнефть» и НИИнефтепромхим.

Источник: Экспертный информационный канал "УралПолит.Ru"